Томич_882 Опубликовано 29 июня, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 29 июня, 2010 Короткое сибирское лето в самом разгаре, пора и отдохнуть чуток.В прошлом году получилось два коротких путешествия ( проще с работы вырваться за лето два раза дней по 7-8, чем один раз на три недели) - в Хакасию и на Алтай В этом году в планах Тыва и Алтай ( плато Укок, но это в августе).В первых числах июля планирую с друзьями выдвинутся в Тыву. Если мои исторические данные верны то года эдак до 1921 Тыва именовалась Урянхайским краем, поэтому это название и вынесено в заголовок.Маршрут такой : из Томск до оз.Шира ( Хакасия) - это 650 км. там первый пит.стоп. далее по Усинскому тракту ( через Туран) до Кызыла и далее до оз. Дусхоль, это еше 650 км. -второй пит.стоп. Далее до Эрзина и на оз. Торе-холь. потом оз.Чагытай и по тракту Ак-Довурак - Абаза по Саянскому кольцу. потом пит.стоп на Красноярском водохранилеше в районе Новоселово. От Новоселова и до дома не далеко - 600 км. итого весь маршрут - 3500км.Часть этого маршрута уже проходил ранее - по усинскому тракту до оз.Дусхоль и обратно. А вот остальные места - в новинку.Уважаемые форумчане! Кто бывал в тех краях посоветуйте что еще можно посмотреть, где останавиться? Буду рад любому совету. P.S. Анекдот: У еврея спрашывают- Как вы собираетесь провести отпуск? - поеду через весь Израиль на велосипеде. - понятно... А что вы будете делать после обеда Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Wizard Опубликовано 29 июня, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 29 июня, 2010 Привет из Хакасии! На Ергаки заедь, горы красивые, сходить можно по маршрутам. Красиво там. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Томич_882 Опубликовано 30 июня, 2010 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 30 июня, 2010 Привет из Хакасии! На Ергаки заедь, горы красивые, сходить можно по маршрутам. Красиво там.Ергаки видел - проезжал мимо. В этот раз поеду опять мимо - времени остановиться - побродить, к сожалению, не будет. Это нужно как минимум день, а похорошему и не один. Но за совет - спасибо. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Томич_882 Опубликовано 15 июля, 2010 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 15 июля, 2010 (изменено) Состоялось мое путешествие в Тыву. Все получилось согласно составленному ранее плану. Впечатлений масса!!! За семь дней прошел 3 810 км. Такой бы маршрут да деньков за 12-15, но увы были ограничены во времени мои попутчики – набрали отгулов, зацепили выходные – вот и набралось семь дней.Первый переход у нас был г.Томск-озеро Шира. Там не задерживались –переночевали и погнали далее в Тыву по Усинскому тракту ( через Туран). Прошли два перевалаУсинский трактУсинский тракт - участок дороги от Минусинска до Кызыла протяженностью 415 км. Свое название получил от конечного пункта - села Усинское и от реки Ус, вдоль которой идет значительная часть тракта. Решение о строительстве тракта, который должен был обеспечить развитие торговли русских с урянхайцами, было принято в 1906 г. в Иркутске на совещании о путях сообщения в Сибири.Строительство начато в 1910 г. по проекту инженера А. Глебовича. Первая очередь строительства дороги была запланирована до границы с Тувой. Первый обоз с товарами прошел по еще недостроенной дороге в 1914 г., закончено строительство силами заключенных в 1916 г. Из России шли продукты питания, товары, машины, из Тувы - пушнина, мясо, шерсть.На всем тракте были построены станции с жилыми помещениями для ямщиков, конюшнями и складами, расстояние между станциями равнялось одном дневному переходу.В 1937 г. Усинский тракт был официально принят в эксплуатацию, но продолжал расширяться. Через реки Енисей и Абакан были возведены мосты, исчезли пробки перед паромами. В наши дни строительство и реконструкция отдельных участков тракта продолжается. Путешествие по тракту и увлекательно, и опасно одновременно. Увлекательно - потому что дает возможность насладиться восхитительными видами Саян; опасно - поскольку большую часть года, начиная с первых заморозков и до последних оттепелей, сопряжено с риском из-за снежных заносов. Самым сложным и опасным участком является Буйбинский перевал, особенно наивысшая его точка - место, именуемое "Полкой", где сооружена галерея. Даже в самые знойные июльские дни там прохладно и сыро от стекающей с гор воды, а зимой нередки снежные обвалы. Последний раз трагедия произошла там 7-8 марта 2001 г., когда сошла снежная лавина.Красивейшее горное озероСостоялось мое путешествие в Тыву. Все получилось согласно составленному ранее плану. Впечатлений масса!!! За семь дней прошел 3 810 км. Такой бы маршрут да деньков за 12-15, но увы были ограничены во времени мои попутчики – набрали отгулов, зацепили выходные – вот и набралось семь дней.Первый переход у нас был г.Томск-озеро Шира. Там не задерживались –переночевали и погнали далее в Тыву по Усинскому тракту ( через Туран). Прошли два перевалаУсинский трактУсинский тракт - участок дороги от Минусинска до Кызыла протяженностью 415 км. Свое название получил от конечного пункта - села Усинское и от реки Ус, вдоль которой идет значительная часть тракта. Решение о строительстве тракта, который должен был обеспечить развитие торговли русских с урянхайцами, было принято в 1906 г. в Иркутске на совещании о путях сообщения в Сибири.Строительство начато в 1910 г. по проекту инженера А. Глебовича. Первая очередь строительства дороги была запланирована до границы с Тувой. Первый обоз с товарами прошел по еще недостроенной дороге в 1914 г., закончено строительство силами заключенных в 1916 г. Из России шли продукты питания, товары, машины, из Тувы - пушнина, мясо, шерсть.На всем тракте были построены станции с жилыми помещениями для ямщиков, конюшнями и складами, расстояние между станциями равнялось одном дневному переходу.В 1937 г. Усинский тракт был официально принят в эксплуатацию, но продолжал расширяться. Через реки Енисей и Абакан были возведены мосты, исчезли пробки перед паромами. В наши дни строительство и реконструкция отдельных участков тракта продолжается. Путешествие по тракту и увлекательно, и опасно одновременно. Увлекательно - потому что дает возможность насладиться восхитительными видами Саян; опасно - поскольку большую часть года, начиная с первых заморозков и до последних оттепелей, сопряжено с риском из-за снежных заносов. Самым сложным и опасным участком является Буйбинский перевал, особенно наивысшая его точка - место, именуемое "Полкой", где сооружена галерея. Даже в самые знойные июльские дни там прохладно и сыро от стекающей с гор воды, а зимой нередки снежные обвалы. Последний раз трагедия произошла там 7-8 марта 2001 г., когда сошла снежная лавина.Красивейшее горное озероНа перевале в саянах.Далее наш маршрут лежал через Кызал на юг. Заночевали на оз. Хадын. Посетили оз. Дус-Холь. Проехав 32 км по федеральной трассе "Енисей" (М54), на 837-м км нужно повернуть направо и по проселочной дороге проехать еще 17 км - до места летнего паломничества всех кызыльчан - озера Хадын.Озеро ХадынЕго громадное зеркало площадью 23,6 кв.км находится в бессточной котловине. Наибольшая глубина - 10 м, вода слабосоленая. С юга в озеро впадает речка Хадын. Рыбы в озере нет, зато весной и осенью, особенно на острове, бывает много уток, гусей, куликов.Озеро Дус-Холь (Сватиково)В 3 км от Хадына находится лечебное озеро Дус-Холь (Сватиково). Русское название озеро получило по имени русского солекопа.Дус-Холь - бессточное соленое озеро в центральной части Тувинской котловины, в 42 км южнее Кызыла. Питается минеральными (солеными) источниками, которые находятся на южном и восточном берегах озера. Длина 1400 м, ширина до 500 м, глубина до 4 м. Южный и западный берега - песчаные, удобные для купания. Северный и восточный берега частично заболочены. Западный берег покрыт песчаными дюнами, закрепленными кустами караганы. Сюда едут полюбоваться на "зону пустынь" в миниатюре, поваляться на горячем песке. Озеро славится в Туве как лечебное. Раньше здесь было много пансионатов, баз отдыха. Сейчас реально действует только один пансионат - геологов, способный принять 400 человек.Каждый отдыхающий обязательно расскажет вам о том, что целебные свойства озера выше, чем у Мертвого моря в Израиле или озера Туз в Хакасии. Минерализация воды в Дус-Холе очень высокая, до 280 г/л. Рапа - так называют сильно насыщенную солями воду озер - похожа, как кажется, на глицерин. В ней плавают миллионы мелких красных рачков. Это артемии, обитатели соленых озер и морей. Состав рапы - магниево-натриевый, с высоким содержанием брома. Рапой и грязями лечат заболевания суставов, органов пищеварения периферической и центральной нервной системы, а также кожные и гинекологические. Нырять в озере очень трудно - вода настолько плотная, что выталкивает тело. Чем глубже заходишь в озеро, тем теплее вода и грязь в придонном слое. На дне температура доходит до 41 °С. Разница температур рапы на поверхности и на дне достигает 16 °С. Эти странные температурные явления называют гелиотермией, что в переводе с греческого означает "солнечное тепло". Тепло солнечных лучей концентрируется в более плотных глубинных слоях. Чем глубже, тем выше концентрация соли и температура воды. После купания рубашку нельзя надеть - кожу царапают кристаллики соли. С пресной водой - проблема, ее привозят либо с собой, либо берут в скважине у домиков. Переночевали и двинули до Эрзина – последнего населенного пункта на российской территории, далее гос.граница с монголией.Догрога на оз.Хадын.Шуурмакский перевалВ 20 км от Шуурмака, на 954-м км трассы - перевал через Танну-Ола. На нем расположен памятник строителям дороги. На перевале - небольшая беседка, ее стерегут два скульптурных льва. Ступени ведут к стеле с каменным огнем наверху. На стеле дата - 1938, надпись на тувинском языке и изображение двух рабочих в национальной одежде. До недавнего времени редко где упоминалось, что памятник имеет "второе дно". На этом месте в июле 1916 г. был убит амбын-нойон Акбаан-Демчи. Первый непотомственный нойон Тувы, он был назначен на должность осенью 1915 г. комиссаром по делам Урянхайского края В.Ю. Григорьевым. Своей пророссийской политикой вызвал неодобрение смещенного с поста нойона Комбу-Доржу и его наследника Соднам-Бальчира, а также их сторонников, ориентированных на Монголию. Они усматривали в политике Акбаан-Демчи предательство традиций и обычаев своей страны.По дороге - река Тес-ХемВот наша цель – озеро Тере-холь. Красота. Изумрудного цвета вода в обрамлении песчаных берегов. Нехватает пальм – а так как в рекламе баунти. Озеро Торе-ХольНаходится в 19 км к югу от села Эрзин, на границе с Монголией. Площадь зеркала тувинской части озера 71 кв.км. Высота над уровнем моря - 1148 м. На подъезде к озеру виднеется очень красивый останец Кара-Хая. Пластинчатые выветренные скалы, покрытые "пустынным загаром" (т.е. буро-черной окалиной), смотрятся очень величественно. Озеро Торе-Холь окружено подвижными песками, являющимися частью песчаного массива Боорег-Дэлийн-Элс на территории Монголии. Все озера питаются родниками, вытекающими из лежащих на гранитном основании песков. Озеро прекрасное: чистейшая пресная вода (в отличие, скажем, от озера Сватиково), вокруг - живописные барханы с редким кустарником. На берегу стоит пограничный столб (треть озера находится на территории Монголии), на фоне которого любят фотографироваться туристы. Говорят, в озере водится щука, но рыбачат только на небольшом участке - там, где есть камыши, у самой границы. Сюда приезжают семьями, ставят палатки, даже устраивают праздники: скачки, объездка лошадей и конечно же борьба хуреш. За небольшую плату можно покататься на лошади.Заночевали на берегу Саяно-Шушенского водохранилища. По карте выбирали самое широкое место – но в жизни «море» размерами не впечатлило. А вот долина, где оно - море лежит - там красиво.Покидали Тыву через Ак-Довурак – Абазу.Саянский или часто говорят Сотый перевал ( сотый км. От Ак-довурака). Ползем в гору. Высота 2206м.Далее путь на Саяно-Шушенскую ГЭС.Добрались до оз. Шира. В его окрестностях занялись поиском геокешинского тайника/>http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2706Отдохнули, переночевали и домой. Итого семь дней пути 3810км. Пробега.Террик не подвел – верный надежный друг. Изменено 15 июля, 2010 пользователем Томич_882 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.