Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 15.07.2010 во всех областях
-
Состоялось мое путешествие в Тыву. Все получилось согласно составленному ранее плану. Впечатлений масса!!! За семь дней прошел 3 810 км. Такой бы маршрут да деньков за 12-15, но увы были ограничены во времени мои попутчики – набрали отгулов, зацепили выходные – вот и набралось семь дней. Первый переход у нас был г.Томск-озеро Шира. Там не задерживались –переночевали и погнали далее в Тыву по Усинскому тракту ( через Туран). Прошли два перевала Усинский тракт Усинский тракт - участок дороги от Минусинска до Кызыла протяженностью 415 км. Свое название получил от конечного пункта - села Усинское и от реки Ус, вдоль которой идет значительная часть тракта. Решение о строительстве тракта, который должен был обеспечить развитие торговли русских с урянхайцами, было принято в 1906 г. в Иркутске на совещании о путях сообщения в Сибири. Строительство начато в 1910 г. по проекту инженера А. Глебовича. Первая очередь строительства дороги была запланирована до границы с Тувой. Первый обоз с товарами прошел по еще недостроенной дороге в 1914 г., закончено строительство силами заключенных в 1916 г. Из России шли продукты питания, товары, машины, из Тувы - пушнина, мясо, шерсть. На всем тракте были построены станции с жилыми помещениями для ямщиков, конюшнями и складами, расстояние между станциями равнялось одном дневному переходу. В 1937 г. Усинский тракт был официально принят в эксплуатацию, но продолжал расширяться. Через реки Енисей и Абакан были возведены мосты, исчезли пробки перед паромами. В наши дни строительство и реконструкция отдельных участков тракта продолжается. Путешествие по тракту и увлекательно, и опасно одновременно. Увлекательно - потому что дает возможность насладиться восхитительными видами Саян; опасно - поскольку большую часть года, начиная с первых заморозков и до последних оттепелей, сопряжено с риском из-за снежных заносов. Самым сложным и опасным участком является Буйбинский перевал, особенно наивысшая его точка - место, именуемое "Полкой", где сооружена галерея. Даже в самые знойные июльские дни там прохладно и сыро от стекающей с гор воды, а зимой нередки снежные обвалы. Последний раз трагедия произошла там 7-8 марта 2001 г., когда сошла снежная лавина. Красивейшее горное озеро Состоялось мое путешествие в Тыву. Все получилось согласно составленному ранее плану. Впечатлений масса!!! За семь дней прошел 3 810 км. Такой бы маршрут да деньков за 12-15, но увы были ограничены во времени мои попутчики – набрали отгулов, зацепили выходные – вот и набралось семь дней. Первый переход у нас был г.Томск-озеро Шира. Там не задерживались –переночевали и погнали далее в Тыву по Усинскому тракту ( через Туран). Прошли два перевала Усинский тракт Усинский тракт - участок дороги от Минусинска до Кызыла протяженностью 415 км. Свое название получил от конечного пункта - села Усинское и от реки Ус, вдоль которой идет значительная часть тракта. Решение о строительстве тракта, который должен был обеспечить развитие торговли русских с урянхайцами, было принято в 1906 г. в Иркутске на совещании о путях сообщения в Сибири. Строительство начато в 1910 г. по проекту инженера А. Глебовича. Первая очередь строительства дороги была запланирована до границы с Тувой. Первый обоз с товарами прошел по еще недостроенной дороге в 1914 г., закончено строительство силами заключенных в 1916 г. Из России шли продукты питания, товары, машины, из Тувы - пушнина, мясо, шерсть. На всем тракте были построены станции с жилыми помещениями для ямщиков, конюшнями и складами, расстояние между станциями равнялось одном дневному переходу. В 1937 г. Усинский тракт был официально принят в эксплуатацию, но продолжал расширяться. Через реки Енисей и Абакан были возведены мосты, исчезли пробки перед паромами. В наши дни строительство и реконструкция отдельных участков тракта продолжается. Путешествие по тракту и увлекательно, и опасно одновременно. Увлекательно - потому что дает возможность насладиться восхитительными видами Саян; опасно - поскольку большую часть года, начиная с первых заморозков и до последних оттепелей, сопряжено с риском из-за снежных заносов. Самым сложным и опасным участком является Буйбинский перевал, особенно наивысшая его точка - место, именуемое "Полкой", где сооружена галерея. Даже в самые знойные июльские дни там прохладно и сыро от стекающей с гор воды, а зимой нередки снежные обвалы. Последний раз трагедия произошла там 7-8 марта 2001 г., когда сошла снежная лавина. Красивейшее горное озеро На перевале в саянах. Далее наш маршрут лежал через Кызал на юг. Заночевали на оз. Хадын. Посетили оз. Дус-Холь. Проехав 32 км по федеральной трассе "Енисей" (М54), на 837-м км нужно повернуть направо и по проселочной дороге проехать еще 17 км - до места летнего паломничества всех кызыльчан - озера Хадын. Озеро Хадын Его громадное зеркало площадью 23,6 кв.км находится в бессточной котловине. Наибольшая глубина - 10 м, вода слабосоленая. С юга в озеро впадает речка Хадын. Рыбы в озере нет, зато весной и осенью, особенно на острове, бывает много уток, гусей, куликов. Озеро Дус-Холь (Сватиково) В 3 км от Хадына находится лечебное озеро Дус-Холь (Сватиково). Русское название озеро получило по имени русского солекопа. Дус-Холь - бессточное соленое озеро в центральной части Тувинской котловины, в 42 км южнее Кызыла. Питается минеральными (солеными) источниками, которые находятся на южном и восточном берегах озера. Длина 1400 м, ширина до 500 м, глубина до 4 м. Южный и западный берега - песчаные, удобные для купания. Северный и восточный берега частично заболочены. Западный берег покрыт песчаными дюнами, закрепленными кустами караганы. Сюда едут полюбоваться на "зону пустынь" в миниатюре, поваляться на горячем песке. Озеро славится в Туве как лечебное. Раньше здесь было много пансионатов, баз отдыха. Сейчас реально действует только один пансионат - геологов, способный принять 400 человек. Каждый отдыхающий обязательно расскажет вам о том, что целебные свойства озера выше, чем у Мертвого моря в Израиле или озера Туз в Хакасии. Минерализация воды в Дус-Холе очень высокая, до 280 г/л. Рапа - так называют сильно насыщенную солями воду озер - похожа, как кажется, на глицерин. В ней плавают миллионы мелких красных рачков. Это артемии, обитатели соленых озер и морей. Состав рапы - магниево-натриевый, с высоким содержанием брома. Рапой и грязями лечат заболевания суставов, органов пищеварения периферической и центральной нервной системы, а также кожные и гинекологические. Нырять в озере очень трудно - вода настолько плотная, что выталкивает тело. Чем глубже заходишь в озеро, тем теплее вода и грязь в придонном слое. На дне температура доходит до 41 °С. Разница температур рапы на поверхности и на дне достигает 16 °С. Эти странные температурные явления называют гелиотермией, что в переводе с греческого означает "солнечное тепло". Тепло солнечных лучей концентрируется в более плотных глубинных слоях. Чем глубже, тем выше концентрация соли и температура воды. После купания рубашку нельзя надеть - кожу царапают кристаллики соли. С пресной водой - проблема, ее привозят либо с собой, либо берут в скважине у домиков. Переночевали и двинули до Эрзина – последнего населенного пункта на российской территории, далее гос.граница с монголией. Догрога на оз.Хадын. Шуурмакский перевал В 20 км от Шуурмака, на 954-м км трассы - перевал через Танну-Ола. На нем расположен памятник строителям дороги. На перевале - небольшая беседка, ее стерегут два скульптурных льва. Ступени ведут к стеле с каменным огнем наверху. На стеле дата - 1938, надпись на тувинском языке и изображение двух рабочих в национальной одежде. До недавнего времени редко где упоминалось, что памятник имеет "второе дно". На этом месте в июле 1916 г. был убит амбын-нойон Акбаан-Демчи. Первый непотомственный нойон Тувы, он был назначен на должность осенью 1915 г. комиссаром по делам Урянхайского края В.Ю. Григорьевым. Своей пророссийской политикой вызвал неодобрение смещенного с поста нойона Комбу-Доржу и его наследника Соднам-Бальчира, а также их сторонников, ориентированных на Монголию. Они усматривали в политике Акбаан-Демчи предательство традиций и обычаев своей страны. По дороге - река Тес-Хем Вот наша цель – озеро Тере-холь. Красота. Изумрудного цвета вода в обрамлении песчаных берегов. Нехватает пальм – а так как в рекламе баунти. Озеро Торе-Холь Находится в 19 км к югу от села Эрзин, на границе с Монголией. Площадь зеркала тувинской части озера 71 кв.км. Высота над уровнем моря - 1148 м. На подъезде к озеру виднеется очень красивый останец Кара-Хая. Пластинчатые выветренные скалы, покрытые "пустынным загаром" (т.е. буро-черной окалиной), смотрятся очень величественно. Озеро Торе-Холь окружено подвижными песками, являющимися частью песчаного массива Боорег-Дэлийн-Элс на территории Монголии. Все озера питаются родниками, вытекающими из лежащих на гранитном основании песков. Озеро прекрасное: чистейшая пресная вода (в отличие, скажем, от озера Сватиково), вокруг - живописные барханы с редким кустарником. На берегу стоит пограничный столб (треть озера находится на территории Монголии), на фоне которого любят фотографироваться туристы. Говорят, в озере водится щука, но рыбачат только на небольшом участке - там, где есть камыши, у самой границы. Сюда приезжают семьями, ставят палатки, даже устраивают праздники: скачки, объездка лошадей и конечно же борьба хуреш. За небольшую плату можно покататься на лошади. Заночевали на берегу Саяно-Шушенского водохранилища. По карте выбирали самое широкое место – но в жизни «море» размерами не впечатлило. А вот долина, где оно - море лежит - там красиво. Покидали Тыву через Ак-Довурак – Абазу. Саянский или часто говорят Сотый перевал ( сотый км. От Ак-довурака). Ползем в гору. Высота 2206м. Далее путь на Саяно-Шушенскую ГЭС. Добрались до оз. Шира. В его окрестностях занялись поиском геокешинского тайника />http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2706 Отдохнули, переночевали и домой. Итого семь дней пути 3810км. Пробега. Террик не подвел – верный надежный друг.1 балл